1. Семейство Бенеттон полвека назад поверило, что вязаный свитер может быть чем-то большим, чем просто свитер. Теперь в это верят все. Benetton – это 6000 магазинов в 120 странах мира, и ежегодно открываются новые и новые представительства брэнда самых жизнерадостных цветов. В 2007 году основатель марки, президент Benetton Group Лучано Бенеттон лично приезжал в Кемерово, чтобы открыть магазин United Colors of Benetton на Советском, 40.


2. А ведь ни у кого из членов семьи (среди поколения основателей) даже не было школьного образования. Не потому, что они не хотели его получать, а потому, что жизнь заставила их рано начать работать. Лучано Бенеттону пришлось в 10-летнем возрасте стать старшим мужчиной в семье, когда через несколько месяцев после окончания второй мировой войны умер его отец. «Моего папу зовут Лучано, он тяжело работает и заботится о нас», – писал в школьном сочинении Карло, самый младший в семье. Уже в 14 лет Лучано бросил школу и работал в магазине одежды продавцом.


3. Джулиана, младшая сестра Лучано Бенеттона, выучилась вязать в 6 лет по детской книжке и одевала всю семью. Однажды она связала брату свитер цвета яичного желтка. Лучано был весьма удивлен – трикотаж в магазине, где он работал, был так не похож на подарок сестры. Только сдержанные, пастельные, сероватые оттенки шерсти – такой себя видела модная Италия 1950-х. В тот день покупатели наперебой требовали у Лучано «такой же свитер». Бенеттоны продали самые ценные из домашних вещей и на вырученные деньги приобрели вязальную машину. Джулиана с матерью вязали разноцветные свитера, а Лучано их продавал. Первую коллекцию назвали Tres Jolie – «очень мило».


4. Невозможно понять, как в 50-е годы в магазине одежды можно было хоть что-то купить. Все вещи лежали на складе, и только кое-что из товара было выставлено в витрине. Продавца и покупателя разделял длинный прилавок, и приходилось просить «принесите мне что-то синее или красное, с такими вот рукавами». Ужасно неудобно! Поэтому Лучано сразу решил, что в его магазинах прилавка не будет и в помине, а покупатели смогут выбирать вещи самостоятельно. Сейчас кажется, что по-другому и быть не может.


5. У Лучано Бенеттона четверо детей. Старший, Алессандро Бенеттон, занимается в семейной компании Benetton развитием важного направления – экспансии марки в восточной Азии, особенно в Индии и Китае. Любовь и трепетное отношение Лучано к своим детям отразилась и на бизнесе – детские коллекции Benetton очень яркие, построены на чистых цветах, которые «как открытая душа Италии».


6. Главное правило Лучано Бенеттона – не следовать правилам. Однажды в аэропорту Красноярска с ним произошел забавный случай – строгая российская служащая на стойке регистрации потребовала у Бенеттона билет на его собственный личный самолет. Конечно, билета и быть не могло. Мэтру торжественно был выписан билет №1 – на самом обыкновенном листе бумаги. Конечно, Лучано тут же выбросил его. Но на втором контроле его поджидала все та же строгая женщина... И когда в ответ на требование «предъявите билет!» сеньор Бенеттон лишь пожал плечами, невозмутимо выписала копию.


7. Однажды компании Benetton поступил заказ на 26000 свитеров от отдела ООН по защите редких видов животных. Свитера предназначались для пингвинов, пострадавших от нефти, загрязнившей море. Шерстяные свитера сохраняли птицам тепло, и не давали пингвинам отравиться нефтью, когда они принимались чистить клювом перья. В том году детская коллекция Бенеттон включала в себя свитера симпатичного пингвиньего фасона.


8. Одной из самых преданных поклонниц бенеттоновского трикотажа была принцесса Диана Уэльская. Благодаря этому молодые принцы Уильям и Гарри всегда выглядели как картинка. Вы не поверите, но в 90-е типичный магазин Benetton совсем не походил на сегодняшний. Площадь магазина была около 100-150 м2. Акцент в коллекции был на классические модели в разнообразных ярких нестандартных цветах. Из разноцветного трикотажа выкладывалась целая стена – как радужный мост в небо. Джинсов тогда выпускалась только одна модель – однотонные, темно-синего цвета – Blue Family. В Британии Benetton укрепился сразу и основательно. Одна из причин успеха – Benetton позволяет комбинировать, экспериментировать с цветом, создавать нетривиальные образы. Это отражает ожидания клиентов Benetton во всем мире и в Туманном Альбионе в особенности. Британский стиль в одежде – это яркое проявление индивидуальности в сочетании с практичностью. Если у вас есть 10 вещей от Бенеттон, то на практике это позволяет сделать 15-20 ярких, непохожих комплектов. Комбинируй то, комбинируй это!


9. Рекламные кампании Benetton были гениальны. Их автор – Оливьеро Тоскани, талантливый итальянский фотограф. Лучано Бенеттон заключил с ним в 1984 году контракт на условиях полной свободы действий. Это был крайне нетипичный для крупного бизнесмена шаг – обычно рекламная кампания проходит массу согласований и цензуры внутри компании-заказчика. Идеи Тоскани были подхвачены миллионами подражателей по всему миру. Он использовал непрофессиональных моделей, реальные темы и сводил все воедино – это жизнь как она есть. Рекламные кампании Benetton регулярно запрещались в разных странах по причинам: слишком жестко, слишком откровенно, слишком непривычно. Удивительно, но и известное всему миру название компании – тоже творение Тоскани. В 1984 году слоган кампании был All the Colors of the World (Все цвета мира), а на следующий год Оливьеро Тоскани придумал слоган United Colors of Benetton (Объединенные цвета Бенеттона). 


10. Символ высоких технологий в Benetton – автоматизированный склад в г. Кастретте, построенный в 1986 г. Это гордость Лучано Бенеттона. Строительство и оснащение склада обошлись в 32 миллиона долларов. За процессом следят всего пять человек за компьютерами. Гигантские роботы-сортировщики, считывая штрих-коды, складируют коробки у 15 различных выходов, каждый из которых предназначен для определенного региона. У России – выход №5.


11. В Венеции на Большом канале в здании Немецкого подворья XVI века (Fondaco dei Tedeschi), где раньше был городской почтамт, откроют универмаг Benetton. Проект обновления здания был впервые представлен на Архитектурной биеннале этого года. Предварительная стоимость реконструкции, по оценкам бюро Колхаса OMA, приближается к 20 миллионам евро. Проект реконструкции предусматривает сооружение террасы с видом на Большой канал и стеклянного перекрытия, которое превратит внутренний двор в общедоступное культурное пространство. И двор, и терраса будут открыты для всех даже после закрытия торгового центра.


12. Большой скандал в Италии был спровоцирован рекламой Benetton со священником, нежно целующимся с монахиней. Когда страсти улеглись, Лучано Бенеттон получил письмо, в котором говорилось: «Я считаю, что в этой фотографии много покоя, нежности и мира». Его автором была монахиня.


13. Михаэль Шумахер именно в команде Benetton завоевал два своих первых чемпионских титула в карьере. Перед началом сезона 1994 года казалось, что чемпионат превратится в легкую прогулку Айртона Сенны за очередным титулом – бразилец перешел в Williams, доминировавшую на протяжении последних двух лет. Но уже в самом начале чемпионата выяснилось, что былого превосходства команды сэра Фрэнка над соперниками уже нет. Сенна стартовал с поул-позишн в двух первых гонках, но ни разу не смог добраться до финиша – их выиграл Михаэль Шумахер, проводивший свой третий полный сезон в Формуле-1. Немец выступал за Benetton, ведомую Россом Брауном и Флавио Бриаторе. Михаил Шумахер вошел в историю Формулы-1 еще и как самый жадный «богач-бедняк». Шумахер настолько убедил работодателей в собственной незаменимости, что те стали делиться с ним рекламными деньгами. Вот, скажем, компания Shell ежегодно перечисляет на счета Ferrari по 32 млн евро – из них 1,6 млн идут в карман Михаэлю Шумахеру. Vodafone платит по 43 млн евро в год – 3 млн достаются немцу, Telekom Italia отдает 21 млн команде и миллион лично гонщику. Причем, эти деньги не входят в его основную зарплату, которая в последние годы достигла $45 млн в год. Просто своего рода бонусы. По признанию агента Шумахера Вилли Вебера, у его клиента уже просто не осталось частей тела, которые можно было бы продать: «Он весь раскуплен. С головы до пят. Временами мне кажется, что Шумахера как-то мало. Будь он покрупнее или будь у него лишняя пара ног, мы бы еще пару баннеров разместили». При этом темой для бесконечных анекдотов стала скаредность Шумахера. Звучит смешно, но Шумахер и вправду регулярно летает за продуктами из Швейцарии в Италию на собственном самолете. В Швейцарии, видите ли, йогурты дорогие. Или такая история – когда у Шумахера родился первый ребенок, он обратился в немецкую службу социальной защиты за детским пособием, став посмешищем для всей Германии.


14. Неофициальным рекордом Формулы-1 по скорости смены колес до сих пор считался результат механиков Benetton, которые в 1993 году провели пит-стоп для Рикардо Патрезе за 4,8 секунды.


15. Домашнее насилие – проблема, которой была посвящена одна из рекламных кампаний Benetton. Каждую третью женщину в мире хоть раз в жизни избивали, принуждали к половой связи или иным образом унижали. Проблема осложняется тем, что для большинства представительниц слабого пола, насилие над ними – это вопрос табуированный, не обсуждаемый ни с кем, постыдная реальность жизни.


16. На рекламных щитах Benetton в разные годы можно было увидеть: только что родившегося младенца с еще необрезанной пуповиной; белого младенца, припавшего к груди чернокожей женщины; настоящие сердца людей с надписями White, Black, Yellow, (мол, смотрите, а сердца-то у всех одинаковые); негра с разноцветными глазами; изображенные в ряд гениталии монголоида, негроида и белого человека; разноцветные летающие презервативы; совокупляющихся лошадей разных мастей; молодого католического священника, целующегося с молодой монахиней, и т. д.


17. Издаваемый Benetton журнал Colors в 1996 году посвятил номер теме «Товары для тела». На обложке был изображен лобковый парик, который производится и продается в Японии под названием «Ночной цветок». Такие парики покупают в основном школьницы и невесты. «Лучший месяц для продаж – это июнь и сезон свадеб, но у нас также большие продажи и ранней осенью, когда ученики отправляются в путешествие классом и вынуждены купаться вместе,» – говорит в интервью журналу Такаси Ивасаки.