Исследования ледовой обстановки на Северном морском пути — актуальный вопрос развития Арктики. Своими идеями по решени. этого вопроса с редакцией Корабел.ру поделился доктор технических наук, профессор Сергей Биденко.
— Для чего нужны беспилотники?
— На ледоколе всегда есть радар, который видит ледовую обстановку на шесть миль. Проводка караванов в ледовых полях осуществляется со скоростью в 12 узлов, это примерно 22 км/ч. За сколько времени судно пройдет 10 км? Очень быстро. И капитану нужно заранее видеть, что находится на 100-150 км вперед. Тогда он сможет определить безопасный путь следования ледокола.
Важно понимать, что какими бы мощными атомоходы не были, напрямую по ледовым полям они не ходят, потому что после прокладки такого пути, канал быстро затянется. Судно идет по разводьям и полыньям. Главные параметры для прохождения — торосистость и сплоченность льда. Эти показатели определяют путь следования ледокола. И кто бы что не говорил, толщину льда невозможно определить, просто посмотрев на него. Здесь нужно отправляться в ледовое поле, ломать лед, поднимать льдины и измерять их ширину. И что получим? Лед — 2.5 метра, 12 узлов ледокол здесь не разовьет. И в чем был смысл всей этой работы?
Чем раньше беспилотник пройдет по разводьям и полыньям, составит точную карту ледового поля, тем лучше будет и для капитана, и для каравана. И тогда описанные ранее действия будут не нужны.
Раньше мы получали информацию от спутников. После начала СВО появились трудности: из-за санкций возник дефицит космических снимков. Сейчас космос предоставляет данные раз в шесть часов. Много информации не бывает, чем больше каналов получения — тем лучше. Суда, идущие по Севморпути, получают картинку из штаба морских операций. Беспилотники способны решить этот вопрос.
Подробнее в материале «Новшества на Севморпути: зачем ледоколам нужны беспилотники?».
Ледокол проекта 22220 «Урал» / Фото: Корабел.ру
Источник: korabel.ru