В рамках подготовки к рассмотрению во втором чтении законпроекта о северном завозе продолжается выдвижение инициатив и предложений.
Корабел.ру ранее сообщал, что 5 июля в чукотском поселке Эгвекинот состоялось выездное совещание комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На следующий день под руководством Николая Харитонова комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики провел в г. Анадыре выездное заседание «круглого стола» на тему «О ходе реализации и необходимых мерах правового регулирования доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов («северный завоз»)». В мероприятии приняли участие врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов, председатель Думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко, а также прибывшая в Анадырь делегация Государственной Думы и руководители отраслевых министерств. В их числе в очном формате Гаджимагомед Гусейнов – первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. В режиме видеоконференцсвязи выступили Наталья Трунова – аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Сергей Чемко — руководитель проекта Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом», представители северных и дальневосточных регионов, сообщает пресс-служба Государственной Думы.
В своем выступлении Николай Харитонов отметил, что «северный завоз» – важнейший элемент развития северных и дальневосточных территорий Российской Федерации. Он обеспечивает необходимыми ресурсами 25 субъектов Российской Федерации. Только на Чукотку с помощью него ежегодно поставляется свыше 22 тыс. тонн грузов жизнеобеспечения. Территории «северного завоза» характеризуются сложными природно-климатическими условиями, отсутствием собственной производственно-технологической базы для производства жизненно важных товаров, низким уровнем развития транспортной инфраструктуры. Ежегодно на территориях «северного завоза» реализуется комплекс мероприятий, в рамках которых поставляется порядка 3,5 млн тонн различных товаров для обеспечения жизнедеятельности 3 миллионов человек. Наибольшая доля традиционно приходится на Республику Саха (Якутия) – 55,5%, Камчатский край – 18% и Чукотский автономный округ – почти 10%. Более половины грузов «северного завоза» перевозится водными видами транспорта. При этом в отдельных районах возможность доставки грузов существует всего несколько недель в году. До последнего времени деятельность в сфере «северного завоза» была законодательно не урегулирована.
«Это привело к тому, что розничные цены за 2022 год на основные продовольственные товары в районах «северного завоза» в среднем в 2–3 раза выше среднероссийских» — подчеркнул Николай Харитонов.
В ходе заседания были озвучены депутатские инициативы по доработке законодательного режима северного завоза. Так, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров заявил о необходимости ввести реестр участников северного завоза, утверждаемый федеральным координатором. По его мнению, субъектам РФ целесообразно предоставить право фиксировать предельные значения цен на грузы I категории вне зависимости от оказания господдержки участникам завоза, а также устанавливать тарифы и надбавки к ценам на такую продукцию с учетом ее перевозки и хранения, сообщает РЖД-Партнер.
«Наши предложения исходят из следующих факторов. Груз, перевезенный в рамках северного завоза, может реализовываться по всему пути следования до конкретного населенного пункта внутри республики. Следовательно, необходимо решить вопрос о цене груза по всей цепочке его реализации. В противном случае может сложиться ситуация, когда цены на грузы будут установлены, но, когда они доходят до конечного прилавка в виде товара, снижения цен не произойдет, а основную прибыль получат посредники. Кроме того, товары, отнесенные к грузам первой категории, например, мука, могут использоваться для производства последующей хлебной продукции. Законопроектом установление цены на эти товары не предусмотрено. Соответственно, они могут реализовываться по свободным ценам, в том числе превышающим экономически обоснованный уровень», – заявил Павел Петров.
Круглый стол комитета Госдумы по вопросам северного завоза в Анадыре / Фото: Государственная Дума РФ
Источник: korabel.ru